Увековечить память жертв погромов
Автор: А.Найман   

В декабре прошлого года на собрании совета Киевской еврейской общины было решено создать рабочую группу для установления памятника жертвам погромов. Так было поддержано решение конференции «Украинско-еврейские отношения в начале ХХ века: взгляд из современности», посвященной столетию второй волны погромов (1904– 1906 гг.). 

Непосредственным поводом к погрому в Киеве 18 октября 1905 г. стало распространение слухов, что евреи вроде бы разорвали царский портрет и побили монахов. Генерал-лейтенант Бессонов, отвечавший за охрану Подола, давал установки громилам: «Громить можно, но грабить не следует». Тогда в городе было разгромлено свыше 2000 магазинов, амбаров, мастерских и квартир. Пострадали 7000 семей, среди которых были 3800 семей ремесленников и служащих, около 1500 — приказчиков, 200 — торговцев, 50 — купцов. Общая сумма убытков составила почти 87% стоимости имущества евреев города. Жертвы погромов были похоронены на новом еврейском кладбище в стороне от главной аллеи. Немного дальше на отдельной могиле надпись: «1905 год. Я погиб только потому, что я еврей». На Щекавицком кладбище был поставлен крест над могилой студента Буслова, который погиб, защищая евреев. 

Погромная история в Украине насчитывает без малого тысячу лет. Начиная с первого погрома в 1113 году в Киеве, по территории страны прокатились тысячи подобных акций (Скорботний шлях українського єврейства. К., 2004). Их организаторами были повстанцы времен Хмельнитчины, Колиивщины и Гайдаматчины, правители Российской империи, организовавшие три волны погромов в конце XIX — начале ХХ века, армии и банды во время гражданской войны (1917–1920 гг.), фашистские оккупанты во время Второй мировой войны, участники антиеврейских акций после ее окончания и скинхеды в независимой Украине. Погромы 1881–1883 гг. Погроми 1881-1883 рр.. захватили более 150 еврейских общин, вторая волна включала 588 погромов, третья — около 2000. Акция скинхедов в ноябре 2005 г. не имела антиеврейской направленности. Акція скінхедів у листопаді 2005 р. не мала антиєврейської спрямованості. Жертвами побоища оказались зрители клуба «Торба» на массиве Виноградарь в Киеве, которые пришли на концерт музыкальных групп, известных своей антифашистской направленностью. Погромщиками были 40-50 скинов, избивавших зрителей. Громилы остались безнаказанными.(«Сегодня», 21.11.2005; «Факты», 23.11.2005). 

В заключительном документе конференции «Украинско-еврейские отношения в начале ХХ века: взгляд из современности», проходившей 13 ноября 2005 р., предлагалось установить памятник жертвам погромов на участке старого еврейского кладбища в районе Бабьего Яра — недалеко от памятника «Менора». Именно там были похоронены некоторые жертвы погрома 1905 г. («Газета по-киевски», 19.10.2005). Совет Киевской еврейской общины создал группу по реализации этого проекта. Уже составлено письмо председателю Киевгоргосадминистрации А.Омельченко с просьбой разрешить установку памятника. 

В Украине память о жертвах погромов чтят лишь в г. Хмельницком, где восстановлен памятник жертвам проскуровского погрома, в результате которого 15 февраля 1919 года погибли около 1600 евреев. Памятники жертвам погромов стоят в Одессе и селе Печора Винницкой области, но местные еврейские организации предали забвению память об этих трагедиях. До сих пор такое отношение характерно и для еврейских организаций Киева. В центре столицы продается национал-шовинистическая литература, юдофобские издания получили постоянную «прописку» на полках книжных магазинов. 

Скинхед, напавший 11 января на прихожан синагоги в Москве, предварительно изучал черносотенную литературу. Аналогичные взгляды высказывал Г.Добрянский, попытка которого совершить нападение в Центральной синагоге Киева, к счастью, не удалась. В начале марта группа хулиганов зверски избила ученика иешивы той же синагоги Азарию Менакера. В этих условиях совершенно очевидной является необходимость осмысления погромных событий, которых так много в нашей истории.Проблема не только в том, чтобы отдать долг памяти жертв. Мы должны осмыслить причины трагедий, их движущие силы и содержание, а также последствия. Только так можно извлечь необходимые уроки из нашей истории и не допустить повторения трагедий в том или ином виде. 

 

Travel Turne Tranzito